Мам, я сам! Почему так важно развивать детскую самостоятельность
25.01.2022
Детская
самостоятельность – мечта каждого родителя. Но порой мы сами гасим её, когда
пытаемся сделать что-то за ребёнка - «Он ещё маленький», «Лучше я сделаю сам(а),
у него не получится» или «Я лучше знаю». Конечно, порой мы боимся, что дети
совершат ошибку и не хотим потом исправлять её за ним. Но мы также забываем,
что таким образом лишаем ребенка шанса совершить первый опыт, пусть даже и н
удачный. Помните – каждая ошибка, это опыт, как говорил Альберт
Энштейн «человек, который никогда не совершал ошибок, никогда не
пытался сделать что-то новое».
Чтобы ребенок научился
принимать решения и делать выводы, родителям необходимо выработать привычку
задавать ему наводящие вопросы, а не давать указания и готовые алгоритмы.
Поощряйте самостоятельную игру.
Предоставляйте детей
самим себе, оставаясь наблюдателем. Это побудит их выдумывать игры,
воображаемые миры, нестандартный досуг. Позвольте детям скучать и не стремитесь
на каждое «мне скучно» предложить список развлечений. Попросите ребенка
придумать игру самостоятельно, а иногда стоит сказать: «Поскучай немного», как
через пять минут они сами находят себе занятие. Первая независимость ребенка –
это независимость в игре.
Разрешайте допускать ошибки
Вот ребенок собирает
свою первую схему конструктора. С высоты лет вы уверены, что он непременно
ошибется, пропустит важную деталь. Всё-таки остановите свой порыв вмешаться и
собрать модель по всем правилам. Только ошибаясь и заблуждаясь, дети учатся
искать выход из сложных ситуаций и исправлять промахи. Вступайте, когда помощь
потребуется и вас о ней попросят, но не старайтесь сразу дать готовую
конструкцию, подведите ребенка к самостоятельному решению проблемы. В остальных
случаях гордитесь словами «я – сам».
Хвалите за проявленную инициативу
Дети самостоятельно
помыли посуду, вызвались накрыть на стол, впервые дотянулись до турника,
скатились с горки, на которую несколько лет боялись залезать, пришили пуговицу
к рубашке – порадуйтесь вместе с ними. Не указывайте укором на оставшуюся в
углах пыль и пришитую наперекосяк пуговицу, а непременно похвалите за желание
сделать что-то самостоятельно. Ребенок, хотя бы раз получивший похвалу и
почувствовавший собственную важность от того, что принес пользу, непременно
захочет испытать это ощущение еще раз. Но в следующий раз сделайте дело вместе,
при этом показав правильную технику исполнения пытья полов, пришивания пуговицы
и т.д.
Не вмешивайтесь в каждый шаг
Детские конфликты стоит
держать в поле зрения, но предварительно дать участникам возможность решить их
самим. Почувствуйте момент, когда необходимо вступить и развести ссорящихся
детей в разные стороны. Но если это словесная перепалка или неумение поделить
игрушки, позвольте детям справиться с ситуацией самостоятельно, иначе кто-то из
них всегда будет уповать на помощь взрослых и манипулировать этим. Сейчас они
учатся решать споры со сверстниками в простой игре, во взрослой жизни этот опыт
позволит им находить выход из конфликтных ситуаций с коллегами, начальством,
членами своей семьи.
Воспринимайте детей всерьез
Относитесь к их
суждениям внимательно, чтобы в будущем они не стеснялись приходить за помощью и
знали, что их проблемы не будут умалять. Дети доверяют взрослым, которые
относятся к ним с уважением, слушают и разговаривают на равных, не переходя на
детский язык, не дразня и не высмеивая.
Поддерживайте в доме среду, удобную для
самостоятельных действий:
низкие шкафчики, из которых ребенок сам сумеет доставать одежду, висящие на
уровне глаз крючки для верхней одежды, зубную щетку и мыло на доступном уровне,
возможность самому взять яблоко со стола или легко помыть его, приставив к
мойке специальную ступеньку. Желательно организовать быт так, чтобы детям не
приходилось то и дело просить взрослых помочь с элементарными вещами.
Вводите в курс взрослых дел
Полезным вещам можно
научить в повседневных ситуациях: как выкладывать продукты на ленту в
супермаркете, оплачивать проезд в общественном транспорте, куда выбрасывать
мусор. Идите навстречу, когда дети захотят порезать свой первый салат или
перемешать миксером крем для торта. Держите их в курсе хозяйственных дел: пусть
посветят фонариком, когда вы снимаете показатели квартирных счетчиков, сходят с
вами в банк оплатить счета или на почту отправить посылку.
Закрепляйте домашние обязанности
Каждая семья сама решает,
что это будет: заправлять постель, выносить мусор, накрывать на стол, мыть пол
в своей комнате, чистить аквариум – у ребенка должна быть своя зона
ответственности и желательно, чтобы взрослые не касались этих дел.
На пути к тому, чтобы помочь детям стать независимыми может стоять
родительская занятость и спешка
Проще одеть ребенка
самому, чем ждать 10 минут, проще заправить постель за него, потому что это
будет аккуратно и так, как вам нравится, и, конечно, вы намного быстрее, по
сравнению с детьми, сделаете бутерброд. Однако это тот случай, когда спешка
играет плохую шутку: ребенку не дают понять, что есть вещи, которые он способен
делать сам и делать их отлично. Если вы видите, что ребенок делает всё
достаточно медленно, то, например, подымите его раньше, чтобы у него была
возможность самостоятельно одеться и т.д.
"Не стыдитесь своих неудач, учитесь на ошибках и начинайте всё заново" Ричард Брэнсон
Просмотров всего: , сегодня:
Дата создания: 14.04.2020
Дата обновления: 01.02.2022
Дата публикации: 25.01.2022
Комментарии0
Новый комментарий